Газомоторный транспорт ждет изменение Техрегламента и системы ГОСТов

МОСКВА, 29 октября. Для развития газомоторного транспорта в Технический регламент Таможенного союза и систему ГОСТов внесут изменения, в частности может быть закреплен дистанционный режим экспертизы установленного газобаллонного оборудования (ГБО), сообщили в ходе панельной дискуссии «Переоборудование транспорта: актуальные вопросы установки и регистрации ГБО» на выставке GasSuf. Процесс изменения нормативных актов займет не менее двух лет.


В 2021 году установка газобаллонного оборудования (ГБО) погрузилась в кризис. Среди ключевых причин оказалось вступление в силу положения ГОСТ 33670-2015. Теперь переоборудованный на газ автомобиль стало необходимо доставить в испытательную лабораторию. Введение новых правил состоялось без должной подготовки, что «заморозило» отрасль на несколько месяцев.

Как отметил Алексей Кулешов, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в корне проблемы то, что ГОСТ разрабатывался не для сферы ГБО: «Его ключевая задача – борьба с автохламом и допуск на рынок безопасных единичных транспортных средств (ЕТС). Это транспортные средства, в конструкцию которых изменения внесены до ввода в эксплуатацию. В противном случае определение ЕТС неприменимо». И эти задачи ГОСТ выполнил в полном объеме.

«Разморозке» отрасли помогло введение дистанционного формата экспертизы для легкового транспорта. Правила проведения экспертизы с дистанционным обследованием были официально разъяснены совместным письмом Росаккредитации, Росстандарта, ГИБДД, Минэкономразвития и Минпромторга. «В целом разъяснение по дистанционной работе – временная мера, на которую пошли перед выпуском нового ГОСТа» - прокомментировал Александр Соловьев, заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации, добавив, что в дальнейшем категории транспорта для такого режима могут быть расширены.

В ходе дискуссии о новых правилах, Сергей Аникеев, заместитель генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ», сообщил, что сейчас идет одновременная работа по изменению Технического регламента Таможенного союза и новой системы ГОСТов. При этом они не противоречат и не мешают друг другу. Новый ГОСТ может быть принят уже к концу года, участники рынка ожидают, что он закрепит действующий временный порядок дистанционной экспертизы установленного ГБО и уточнит требования к процедуре. Участники мероприятия обратили внимание, что ряд операций, как установка оборудования для использования сжиженного природного газа (СПГ), просто не регулируется текущими нормами, а значит запрещена. И изменения этих правил пока не предусмотрены.

Параллельно поиску подхода и разрешению кризиса активно идет цифровизация отрасли. Иван Пекшев, основатель платформы «Каркоин», сообщил, что уже система работает в штатном режиме и активно развивает новые сервисы. В частности, в трех регионах в пилотном режиме ведется обработка цифровых деклараций.

Цифровизация отрасли неизбежна и важно определить процессы, которые можно перевести в «цифру» для ускорения развития сферы переоборудования, отметил Алексей Трибунский, эксперт Российского энергетического агентства Минэнерго России. По его мнению, в перспективе информационные системы должны агрегировать данные не только о запасных частях, операциях с автомобилем, но и ходе эксплуатации вплоть до мониторинга заправки топливом.

Однако, ключевым видом ГМТ власти видят природный газ (метан), отметил Алексей Трибунский. Средства, заложенные на его развитие увеличены вдвое в 2022 году, а механизм субсидирования перевода транспорта стал гибким и доступным любому региону. «Внесен проект постановления правительства о предоставлении возможности получения региональных субсидий на перевод транспортных средств на КПГ в субъектах, не входящих в перечень приоритетных» - отметил спикер.

В то же время, ситуация на рынке сжиженного углеводородного газа (пропан-бутана), как никогда требует внимания регуляторов. В этом году рынок столкнулся как с нехваткой топлива по целому ряду причин, начиная от сокращения производства, до ориентации поставок на внешние рынки и резким ростом цен. Последнее ударило по спросу особенно больно – при стоимости выше 50% от суммы литра бензина и ДТ, его привлекательность заметно падает.

Как сообщил, Артем Данилов, исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли, бизнес планирует обратиться к властям с запросом об отказе от дополнительного налогообложения. «В ближайший месяц мы объявим сбор подписей под обращением к правительству с призывом перенести срок введения акциза на пропан хотя бы на один год. Мы понимаем, что в силу государственного вектора на нефтехимию отменить этот акциз скорее всего не удастся, но перенос сроков его введения даст нам возможность чуть-чуть вздохнуть в тяжелейшей ситуации, в которую мы попали», – сообщил Данилов.
В соответствии с поставленной государством задачей по развитию нефтехимической отрасли использование СУГ в качестве промсырья должно к 2030 году возрасти в 2,6 раза. В этих целях с Нового года вводится на СУГ в размере 4,5 тыс. рублей за тонну. В результате, по расчетам СПГО, литр пропана с 1 января 2022 года подорожает на 2,5 рубля, что еще сильнее сократит ценовой разрыв с бензином и ДТ. «Цена на пропан – ключевой фактор развития сферы установки ГБО» - отметил Артем Данилов.

Ключевыми задачами отрасли на ближайшие два года, по мнению результатов дискуссии, станет обеспечение поддержки отрасли, которая позволит ей восстановиться после кризиса. Второй частью этой работы станет приведение процесса переоборудования к максимально комфортному для потребителя виду. Идеальный вариант включает полностью дистанционный формат, в ходе которого регистрация автомобиля проводится в течение нескольких дней.